Welcome to Հ ա յ ա ս տ ա ն
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
Поиск

Форма входа

Меню сайта

Категории раздела
Менталитет Армянского народа
Государственные символы Армении
Хачкар (крест камень)
Интересное

Теги

Наш опрос
Как Вам мой сайт
Всего ответов: 130

Статистика

Каталог Yerevan-city.com
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


» Статьи » Интересное » Менталитет Армянского народа [ Добавить статью ]

Характер Армянского народа (Армения христианская)

Содержание:
>> Языческий период
>> Армения христианская
>> Субменталитеты армянского народа
>> Армянский национальный менталитет
>> Армянский национальный менталитет  (проделжение)


Армения христианская

Принятие христианства в качестве государственной религии, вне всякого сомнения, самым серьезным образом повлияло на характер армянского народа, его мировосприятие и этнопсихо-логическую сущность. После четвертого века армянский народ можно сравнить с плодовым деревом, к которому искусный садовник привил ветвь от другого. Плоды изменились (как и их вкусовые качества), но питаться живительной силой они продолжали посредством тех же корней. Примерно так же повлияло христианство на армян. Основные черты армянского характера сохранились, и лишь побочные особенности приняли иной облик. Христианству не удалось оторвать армянский народ от родной почвы, да армянские священнослужители в массе своей и не стремились к этому, наоборот: это армяне умудрились, и очень скоро, национализировать изначально наднациональную религию и приспособить ее под свой этнический характер.

17. Христианство, вопреки общепринятой и общепризнанной модели, проникло в Армению религией воинственной, практически стершей с лица земли все, что могло напомнить его жителю о языческих временах. Исторические источники весьма скупо упоминают об этом периоде (начало IY в. н. э.), однако даже те обрывочные сведения, которые можно найти в первоисточниках, однозначно указывают на противостояние между христианами и приверженцами старой религии. У нас нет никаких сомнений, что сопротивление народа навязываемой "правящими кругами" религии было ожесточенным. Иного не допускает вся логика дохристианской истории армянского народа. На ожесточенные гражданские войны, кстати, указывает и обстоятельство мученической гибели первого Просветителя Армении Григора Лусаворича.

18. Принятие христианства государственной религией в Армении, конечно же, не могло произойти в одночасье, и сопровождалось многочисленными вооруженными столкновениями и беспощадным физическим уничтожением наиболее активно сопротивляющегося элемента. Безусловно и то, что особенно ожесточенное сопротивление внедрению новой религии оказывали наиболее энергичные представители народа, пассионарии. Не исключено, что некоторая часть пассионариев вынуждена была покинуть Армению. Как бы там ни было, христианство невольно или вольно старалось изменить национальный характер армянского народа, привнеся в него мировоззрение страсто-терпия и всепрощенчества. В среде армянского народа стали проповедоваться космополитизм и отказ от национальных истоков. В результате воинственный, гордый народ, любящий и умеющий радоваться всем прелестям жизни, достойно защищать свою родину, постепенно превращался в страстотерпца, мученика, во имя другой, внеземной, загробной жизни терпеливо сносящего земные несправедливости.

19. Некоторым диссонансом с вышеприведенной мыслью может показаться народное предание, сохранившееся в "Истории Армении" историка Y века Павстоса Бюзанда, о царях Армении и Персии Аршаке II (350-367 гг.) и Шапухе П. Приглашенный к Шапуху с коварными целями царь Аршак II оказывается в плену. Персидский шах, наслышанный о влиянии родной земли на армян, беседует с ним в палатке, где на одной стороне, по совету магов, была рассыпана привезенная из Армении земля. Оказываясь на персидской земле, Аршак отвечает венценосному персу боязливо, с дрожью в голосе, он соглашается удовлетворить несправедливые требования Шапуха, но как только нога его ступает на армянскую землю, его голос крепчает, сердце его исполняется мужеством и он начинает угрожать персидскому владыке. Однако противоречие с действительностью в легенде (или все же предании?) лишь кажущееся, ибо Павстос Бюзанд сохранил дух и философскую направленность истинно национального предания, рассказываемого людьми, еще помнящими дохристианскую Армению, понимающими и ценящими живительную силу родной земли.

20. Еще одним решающим фактором в формировании характера армянского народа стала потеря государственности в конце IY в., когда Армения была поделена между Персией и Византией. По нашему убеждению, государство -это главное средство защиты этноса-нации от внешних вызовов - природных или этнических, что приводит к утверждению среди представителей народа чувства принадлежности к собственной этнической группе. Потеря государственности является страшной катастрофой, могущей способствовать исчезновению этноса посредством его ассимиляции среди более организованных народов.
Трагедия лишения государства, вопреки правилу, не стала началом конца армянской национальности, наоборот, способствовала задействованию развитого механизма самосохранения национального иммунитета. Армяне не лишились чувства патриотизма, однако любовь к родине, преданность государству, на наш взгляд, постепенно вытеснялись чувством привязанности к месту рождения, храмам, могилам предков. В течении многих последующих веков армянин постепенно лишался благотворных навыков государственного мышления, а тяжелые последствия этой идеологической катастрофы ощутимы по настоящее время.

21. Потеря государственности привела и к другому, не менее прискорбному явлению: неумолимо и неотвратимо задействовался механизм постепенного регионального размежевания армянского народа. Размежевание, связанное с понятным отсутствием безопасных коммуникаций, и, что, безусловно, гораздо важнее, возникновением между армянами "государственных границ", прочерченных судьбой и завоевателями на армянских же землях. Больше того, разделенный границами народ стал дробиться и внутри тех государственных образований, в составе которого пребывал. Этому способствовала и ассимиляторская политика государств, завоевавших Армению. Одним из последствий этого размежевания является наличие в современном армянском языке многочисленных диалектов и говоров, а также двух равноправных литературных языков: западно- и восточно-армянского.

22. Как это ни парадоксально, но христианская церковь, та самая церковь, которая в свое время разобщила народ, уже в начальный период своего существования в Армении стала связующим звеном для всех армян. Армяне видели в ней надежное укрытие от притязаний соседних народов. Сильная генетическая наследственная память, а также прекрасно развитая национальная иммунная система помогли армянскому народу национализировать христианскую религию, изначально, безусловно, являющейся религией наднациональной, и превратить ее в институт сохранения народа в условиях отсутствия государственности. Вместе с принятием новой религии произошла регенерация армян, давшая колоссальный по мощности толчок к воспроизводству жизненных сил народа. В этом, на первый взгляд, феноменальном явлении проявился выработанный и выпестованный еще в языческие времена национальный менталитет армян, в том числе и жрецов-священнослужителей, превыше всех земных благ ставящих интересы народа, отечества.

23. Важным и могучим, поистине судьбоносным фактором сохранения армян как единого этноса стала изобретенная в конце четвертого века национальная письменность, которая также явилась, пусть опосредованным, но безусловным детищем национализируещегося христианства. Важность этого факта была столь велика и неоспорима, что Армянская Церковь канонизировала изобретателя армянского алфавита Месропа Маштоца и его сподвижника Саака Партева (кстати, нелишне отметить, что Саак Партев был внуком Григора Лусаворича (Просветителя) и католикосом всех армян), а армянская народная традиция возвела национальные письмена в ранг общенационального достояния. В народе прекрасно осознавали значение армянских национальных письмен в деле сохранения национальной самобытности. Заметим, что национальная письменность, кроме того, что стала сильнейшим катализатором развития письменной культуры, безусловно способствовала консолидации армянского народа.

24. Особенно примечательным для раскрытия и понимания характера армянского народа периода раннего христианства является середина пятого века. Насильственно разделенный армянский народ целенаправленно и осознанно искал пути спасения от вполне реально грозившей ему ассимиляции, и выбрал, пожалуй, наиболее трудный, но и единственно правильный выход, заключавшийся в духовном, религиозном и этническом противопоставлении себя могучим и агрессивным соседям-завоевателям.
В 451 году произошли два исторических события, ставших поистине судьбоносными для армянского народа: население страны подняло всеобщее вооруженное восстание, направленное на свержение персидского владычества, пытающегося уничтожить христианство в Армении и заменить его маздеизмом, а армянские церковные иерархи, следуя утвердившемуся в Армении монофизитству, категорически отказались подчиниться решению Халкидонского вселенского собора. Армяне самоотверженно отстаивали свою национальную самобытность как на поле брани, так и в догматических церковных спорах.

25. В последующем непрерывные восстания против персидского владычества привели к назна чению армянского нахарара Ваана Мамиконяна марзпаном (полунезависимым владетелем) "иран ской" части Армении, а Армянская Апостольская Церковь в 598, затем на Двинском соборе в 719 и Маназкертском в 726 годах подтвердила ряд принципиальных догматических отличий от халкидонизма. Происходило удивительное, и, без всякого преувеличения, героическое явление, ставшее основной преградой перед ассимиля торскими устремлениями политически господству ющих на территории Армении народов - духовное, культурологическое и этическое самоопределение на этническом уровне и суверенизация народа на исторически принадлежащих ему землях. Это был духовный и патриотический подвиг, ставший фундаментом для тысячелетнего существования разъединенного, но не разделившегося (!), армянского народа.

26. Армяне-христиане сумели воскресить основные черты национального характера античного периода, одновременно переняв многие черты характера истинного христианина. В результате получилась удивительная смесь религиозного вольнодумства (столь непривычного для христианских стран Европы) и бесконечного, христианского, терпения и терпимости. Весьма возможно, что подобной аккомодации к новым религиозным условиям способствовало отсутствие государственности: инквизиция в Армении не могла появиться из-за отсутствия возможности слияния государственной и религиозной власти. Именно в подобных условиях стали возможны произведения О. Тлкуранци или Н. Кучака, произведения, в которых женские прелести сравнивались с... церковью и церковной утварью.

Грудь твоя - белоснежный храм,
А соски - как лампады в нем...
Позволь мне молиться там
И быть твоим звонарем.

В какой еще христианской стране возможно было такое в XII веке? А ведь еще за два столетия до приведенных строк величайший армянский поэт Григор Нарекаци в течение всей своей гениальной поэмы просто боролся с Богом. Боролся и... возносился в своих молитвах к Богу.
А еще за три столетия до Г. Нарекаци, т.е. в
VII в. нашей эры, другой великий армянин - Анания Ширакаци - математик, философ и астроном пришел к заключению о сферичности нашей планеты и о том, что не солнце вращается вокруг Земли, а наоборот: Земля вращается вокруг солнца. Подобное отрицание землецентризма не было возможно ни в какой стране Европы.

27. Заметим, что именно в среде армянского народа зародились протестантские движения тондракийцев и павликиан, по мнению многих ученых реформировавшиеся затем в Европе классическими религиями для десятков миллионов человек и даже для отдельных стран. Еретическое движение тондракийцев (вторая половина IX -середина XI вв.) по сути своей было направлено не столько против церкви, сколько против склонившихся перед гнетом арабского владычества церковных иерархов и светских феодалов. Не случайно, как свидетельствуют первоисточники, в преследовании и подавлении движения тондракийцев, совместно с армянскими феодалами и иерархами церкви, самое активное участие принимали, в период своего господства в Армении, арабские правители, которым, на первый взгляд, было бы выгодно ослабление армян. Парадокс ситуации состоит в том, что подобное движение могло зародиться лишь в условиях всенародного полного и безоговорочного признания существующей религии неотъемлемой составной частью общенациональной культуры.

28. Приспособление христианства к национальным устоям, синонимизация понятий "армянин" и "христианин" помогли армянскому народу в полной мере задействовать механизм национальной генетической памяти, обрести себя на родной земле, вновь почувствовать себя на родине. И, следует отдать ей должное, осознавая, что лишь таким путем можно сохранить национальную самобытность армянского народа, Армянская Апостольская Церковь, ожесточенно борясь против попеременно возникающих еретических движений, всемерно способствовала процессу национализации христианства армянским народом. Армяне прикрывались от агрессии удивительно крепкими щитами: национальным языком, отличным от всех других языков мира, исключительно национальной письменностью и консервативной национальной версией христианской религии.
Подобная изоляция, безусловно, требовала от всего народа исключительного напряжения духовных и физических возможностей, особенно если учесть географическое положение Армении: страна находилась на стыке трех континентов и - постоянно - двух мировых религий. Армяне беспрестанно вели ожесточенную борьбу сначала с огнепоклонниками и византийским христианством, затем с исламом и халкидонитами, одновременно отражая и набеги хазар-иудеев. Однако эта изоляция носила односторонний характер: не впуская никого в свою духовную и культурную жизнь, сами армяне легко усваивали язык и культуру соседних народов. Более того, армянская культура активно и благотворно влияла на культуру всего региона.

29. Пришедшая в Армению наднациональная христианская церковь превратилась в Армении в типично национальную: с одной стороны, подавляющее большинство армян является приверженцами Армянской Апостольской Церкви, с другой - прихожанами армянской церкви являются только армяне. Возможно, именно это стало причиной того, что в армянской действительности церковь выполняла гораздо более значимую роль, чем это "предписано" собственно религии. Можно сказать, что армянская церковь взвалила на себя все тяготы государствообразующего аппарата, а церковные служители являлись своеобразными государственными чиновниками. При этом в армянской среде понятие "церковь" воспринимается несравнимо шире понятия "духовенство". Духовенство является сословием, в то время как церковь, в условиях падения политической самостоятельности, превратилась в общенациональную и вполне светскую демократическую организацию.

30. Будучи единственной общенациональной организацией в условиях отсутствия государственности, церковь стала символом единства нации и представляла собой ведущую и генеративную силу в постановке и разрешении национальных задач. Церковные иерархи органично трансформировались в полномочных представителей армянского народа на переговорах с представителями иностранных государств, церковные служители зачастую выполняли роль мирового судьи во внутринациональных спорах. Результатом подобной светской и патриотической деятельности церкви стало полное отсутствие антагонизма между нацией и духовенством: армянская церковь в сознании народа отождествлялась с руководством армянского народа, а церковные служители - с самим народом.

31. Однако армянский народ так и не стал народом верующим. Религия, равно как и национальная письменность, выполняла роль ниши, спасительной брони, щита, которым укрывались от внешней культурологической агрессии, защищали национальные устои и традиции. Огромное количество построенных по всей стране церквей - результат культурного и национального само утверждения, пусть даже неосознанного. Хрис тианские храмы в Армении никогда не страдали от избытка верующих, но при этом никогда не испытывали недостатка в защитниках. Если в дохристианское время армяне воспринимали семью как символ, прототип государства, то в христианской Армении храмы ассоциировались с домом. Армянские церкви, в отличие от католических, не подавляют прихожан своей монументальной громадой. Они сравнительно небольшие, органично вписавшиеся не только в окружающий ландшафт, но и в души людей. Церковь, как и дом, необходимо иметь, храм, как и дом, необходимо защищать. Храмы в Армении и впрямь напоминают любовно отстроенные уютные дома без кричащей роскоши.

32. Приспособление христианства под национальный характер армянского народа приводило к постоянно вспыхивающим в Армении национально- освободительным войнам, духовное предводи тельство в которых практически всякий раз осу ществляла церковь. Постоянно повторяющиеся протуберанцы выброса народной энергии сбросили иго чужеземных завоевателей и привели к власти в Армении Ашота Великого Багратуни, ставшего в 

859 году князем князей, а в 884 - царем Армении. Отметим, что кроме царства Багратуни, в других частях Армении вскоре появились еще и царства Арцруни (914 г.) и Сюни (970 г.). Таким образом в конце X века на большей части исторической Армении существовали практически независимые армянские государственные образования.
Армянский народ, на короткое время оторванный было от своих национальных корней, вновь возвратился к привычным устоям. Народные эпические произведения христианского периода в патриотически-воспитательных своих аспектах вернулись на исходные понятия. Вновь возродились культы родины, семьи...

33. Дотоле непобедимый Давид Сасунский, один из любимейших героев армянского народного героического эпоса, проигрывает, неузнанный, в борьбе с собственным сыном только потому, что увлекшись чужестранной красавицей, надолго забывает свою семью. И вновь удивительная деликатность народа. Заступник народа, Давид, не должен, не может, или даже не имеет права проигрывать кому-либо. Но он нарушил освященный временем и традицией обычай... И народные сказители находят выход, заставляя Давида уступить в борьбе с собственным сыном. Он свой, ему не зазорно и проиграть...
Сын Давида - Мгер Младший - добровольно замуровывает себя в скалу, поскольку устает бороться с несправедливостью на земле. На земле, которая полна несправедливостью и злом, а потому, одряхлевшая, не может удержать могучего Мгера.

Пока этот мир полон зла.
Пока будет лжива земля.
На свете мне - не жить*.

____________________
* Здесь и далее отрывки из национального эпоса цитируются по изданию
"Давид Сасунский", "Аревик", Ереван, 1989.
____________________

34. Народ благороден, чист в помыслах. Когда-то, в античный период, прародитель Гайк, убив тирана Бела, не будет преследовать его разбежавшееся войско, а позволит противнику уйти домой. Пройдут века, и Давид Сасунский, победив в единоборстве тирана-завоевателя Мсра Мелика, также отпустит, не причинив вреда, неприятельское войско. Народ не по своей воле вступил в Армению - их привела туда злая воля правителей.

Вам всем дарую волю я!
Идите все туда, откуда вы пришли.
Идите по домам, живите, как вы жили,
И дани с вас не нужно мне.

С другой стороны и Давид, и сын его Мгер, равно как и отец Давида, тоже Мгер, и дед Санасар восхваляются сказителями прежде всего по той причине, что всегда готовы встать на защиту родины - главной святыни народа.
Цикл замкнулся: Ваагн, Гайк - христианство - Вардан, Давид... И в наши дни в честь героев-защитников родины создаются многие сотни песен.




Источник: http://www.armenianhouse.org/mshakhnazaryan/nf-ru/character.html
Категория: Менталитет Армянского народа | Добавил: Drag (15.06.2009)
Просмотров: 4644 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
avatar
ALFA & Arustamyan Vahan © 2009 - 2024