Содержание
>1 Происхождение племён Наири/Урарту
>2 Образование Урарту (XIII — конец IX вв. до н. э.)
>3 Расцвет Урарту (конец IX — середина VIII вв. до н. э.)
>4 Закат Урарту (середина VIII—V вв. до н. э.)
>5 Гибель Урарту
История
Происхождение племён Наири/Урарту
Существует несколько теорий происхождения племён Наири/Урарту. Дополнительную сложность в этот вопрос вносит то обстоятельство, что многие исследователи предполагают возможный культурологический и языковый разрыв между правящей верхушкой Урарту и основным населением страны.
По поводу собственно урартского элемента, использующего урартский язык, существует консенсус учёных о непосредственной связи урартского языка с хурритским, а также о вероятной миграции этого элемента из района Ровандуз в Западном Азербайджане.
По поводу основной массы урартского населения в ХХ веке был сформулирован ряд теорий его происхождения:
- Хурритская.
Хурритская теория — теория, не подразумевающая масштабной миграции «племён Наири» из других мест. Согласно этой теории слово «Наири» является ассирийской транскрипцией слова хурриты, и, таким образом, «племена наири» — автохтонное население Передней Азии.
- Западная.
Западная теория подразумевает миграцию населения Урарту с запада — с территории Греции, а также связь урартов с минойской цивилизацией, греками и этрусками.
- Хеттская.
Разновидность западной теории, которая на основании большого числа хеттских заимствований в урартском языке, предполагает выделение «племён Наири» из хеттов.
- Армянская.
В 30-е годы ХХ века была выдвинута теория о расселении урартов с территории современной Армении. Теория является маргинальной, так как её ключевой фонетический постулат базировался на ранней ошибочной транскрипции названия крепости Урахинаш: в 30-е годы это название неправильно читали как «Урартинаш».
- Араттская.
Если взять за основу предположение Дэвида Рола о связи Аратты и Урарту, то «племена Наири» должны были прибыть в район Вана с территории центрального Ирана. Эта теория является маргинальной и серьёзно в научной литературе не рассматривается.
В настоящее время считается, что состав племён Наири был очень разнообразный в языковом и культурном отношении, таким образом сразу несколько из вышеперечисленных теорий могут быть оправданы. В частности, высказано обоснованое предположение, что лишь часть основных племён Наири на момент образования Урарту вообще вели оседлый образ жизни. Кроме этого, известно что во время эспансии Урарту имели место масштабные силовые перемещения пленённого населения разного этнолингвистического происхождения. На разнородный состав населения указывают также недавние раскопки в центральной части Урарту.
Древнейшее известное упоминание Урарту встречается в надписях ассирийского царя Салманасара I (Шульману-ашареду I, годы правления 1280—1261гг. до н. э.). Из текстов можно сделать вывод, что «цари Урарту» в этот период находились в длительном военном противостоянии с Ассирией, причём организованные военные кампании ассирийцев регулярно приносили им успехи в войнах с урартами. Более сильные в тот период ассирийские войска, как правило, преследовали грабительские цели, главной целью набегов на Урарту являлся захват ценностей и угон скота.
Один из военных походов ассирийцев описан от имени Салманасара I так:
В начале моего первосвященства возмутились против меня страны Уруатри. К Ашуру и великим богам, моим владыкам, поднял я руки, устроил сбор моих войск. К скалам их гор могучих я поднялся; страны Химме, Уаткун, Баргун, Салуа, Халила, Луха, Нилипахри и Зингун, восемь стран с их воинством покорил я. Пятьдесят одно поселение я разрушил, сжёг, увёл их пленных и имущество. Все страны Уруатри склонил я в три дня к ногам Ашура, моего владыки. Их детей я выбрал, взял себе для услужения <…> тяжёлую подать гор я навеки возложил на них.
Многие ассирийские тексты называют урартов словом « наири », которое, вероятно, являлось названием народа, населявшего Урарту. Перечисление нескольких «стран Уруатри» в сочетании с упоминанием многочисленных «царей Уруатри» и «царей Наири» свидетельствует, по мнению исследователей, о том, что в этот период Урарту ещё не было единым государством, а представляло собой союз родственных племён.
Исследователи Урарту считают, что именно Ассирия своими действиями способствовала возникновению государства Урарту на Армянском нагорье. Желание местного населения защититься от грабительских набегов ассирийцев способствовало возникновению союзов племен, а со временем и государственного образования. Природные богатства Армянского нагорья изначально создавали экономические предпосылки для возникновения здесь государства, однако военно-политические предпосылки и, соответственно, возможность создать такое государство появились только в железном веке: эффективно противостоять грозной ассирийской армии для местного населения стало возможно только после того, как технология обработки камня железными орудиями позволила возвести многочисленные оборонительные крепости на Армянском нагорье.
Образование Урарту
|
|
Урарту во время правления Арамы |
Урарту во время правления Сардури I |
Процесс сплочения племён и отработка технологии строительства крепостей продолжался в течение столетий. Первая попытка объединения под руководством царя Арамы сложилась неудачно. В IX веке до н. э. Ассирии удалось провести последние успешные походы против Урарту: под предводительством Салманасара III (Шульману-ашареду III) в 858—856 годах до н. э. во время правления Арамы, Салманасар III разрушил первые столицы Урарту, города Сугунию и Арзашку, точное местонахождение которых не установлено, и успешно продвинулся вглубь Урарту.
Ассирийский барельеф времён Салманасара III Фрагмент бронзового барельефа с изображением ассирийского войска, одержавшего победу над урартами ок.858 года до н.э, под командованием Салманасара III в битве у берегов озера Ван. Барельеф шириной 27 см использовался как украшение ворот.
|
Надпись на барельефе:
«Изображение моё у моря страны Наири я поставил, жертвы богам моим я принёс». |
Со времени правления ассирийского царя Салманасара III ассирийские и урартские источники свидетельствуют о централизации власти в Урарту и возникновении урартской царской династии. Первым правителем всего Урарту, упомянутый в найденных записях, был Арама (период правления ок. 859—844 гг. до н. э.), однако основная династия Урарту была, по-видимому, основана представителем другого рода или племени Сардури I (сыном Лутипри), который стал царём объединённого Урарту около 844 года до н. э. Во времена Сардури I, резиденция урартских царей уже находилась в городе Тушпа, на берегу озера Ван. Выбор места для столицы, по-видимому, был связан с тем, что на месте Тушпы существовал древний культовый центр поклонения урартскому богу солнца, Шивини. У западного подножья Ванской скалы сохранилась крепостная стена, сложенная из крупных привозных камней, достигающих 6 м в длину и 1 м в высоту. На этой стене сохранились надписи на ассирийском языке, свидетельствующие о постройке крепости царём Сардури, сыном Лутипри.
Остатки крепости, построенной Сардури I
Фотографии Русского археологического общества, 1916 г.
|
Сохранившаяся стена крепости |
|
Надпись на ассирийском языке на одном из камней |
Перевод надписи: Надпись Сардури, сына Лутипри, царя великого, царя могучего, царя вселенной, царя страны Наири, царя, который равного себе не имеет, пастыря достойного удивления, не боящегося сражений, царя, склонившего непокорных ему. Сардури, сын Лутипри, царь царей от всех царей подать принял. Сардури, сын Лутипри, говорит так: «Я этот известняк из города Альниуну доставил, я эту стену воздвиг». |
При Сардури I ассирийские набеги уже не могли достичь столицы Урарту, а лишь тревожили южные окраины страны. Могущество Ассирии подходило к концу, наступал расцвет новой силы на Ближнем Востоке — объединённого Урарту.
Расцвет Урарту (конец IX — середина VIII вв. до н. э.)
![](/_pu/0/44561.png)
Государство Урарту во время правления Ишпуини, IX век до н. э.
С середины IX века до н. э. Урарту становится самым могущественным государством Передней Азии. В конце IX века при царе Ишпуини, сыне Сардури , (годы правления ок. 828—810 до н. э.) происходит дальнейшее усиление центральной власти Тушпы. Расширяются границы Урарту: с юга к Урарту присоединяется территория между озёрами Ван и Урмия, а также территория южнее озера Урмия; на севере, в Закавказье, осуществляются успешные военные походы по захвату плодородной долины реки Аракс. Происходит также «централизация» урартской религии. Божества отдельных племён объединяются в единый пантеон, во главе которого становятся богицентральной части страны: Халди, Тейшеба и Шивини.
Со вступлением на престол сына Ишпуини — Менуа на территории Урарту проводятся массовые строительные работы. В период правления Менуа (810—
786 гг. до н. э.) были сооружены крепости, защищающие подступы к Вану, дворцы и храмы во многих урартских поселениях, а также канал, снабжающий водой город Тушпу, сохранившийся до наших дней. Период правления Менуа пересекается с периодом правления знаменитой ассирийской царицы Семирамиды. Затишье в военных действиях с Ассирией ознаменовалось культурным влиянием Ассирии на Урарту. Хотя многие постройки вблизи озера Ван при жизни Менуа, включая канал к Тушпе, связывались с его именем, через
некоторое время они стали связываться с именем Семирамиды, как построенные в её время. Армянский средневековый историк Моисей Хоренский приводит легенды о личном участии царицы в сооружении построек вблизи Вана во времена Менуа. Во времена правления Менуа также интенсивно велись ирригационные работы по всей стране, и продолжилась экспансия урартов на север в Закавказье и на юго-запад, где границы Урарту достигли среднего течения Евфрата.
Цитадель урартских правителей в Тушпе
Фотографии Русского археологического общества, 1916 г.
|
|
Сохранившаяся стена крепости |
Одно из внутренних помещений, выдолбленных в скале |
Крепость у Ванской скалы в течение нескольких веков служила резиденцией урартских царей. Прямо внутри Ванской скалы было выдолблено несколько бытовых и культовых помещений, где правители Урарту поклонялись своим богам. Вероятно, здесь же находились царские палаты. Несколько дополнительных крепостных сооружений укрепляли весь район резиденции, поэтому крепость у Ванской скалы часто называют цитаделью. После падения Урарту крепость использовалась в различных сражениях вплоть до Первой мировой войны, её верхняя часть несколько раз перестраивалась.
|
Расширение границ Урарту на запад привело к тому, что торговые пути из Ассирии в Малую Азию оказались под контролем урартов, что осложнило стратегическое положение Ассирии, которая издавна импортировала железо и лошадей из Малой Азии. Ассирийский правитель Салманасар IV (Шульману-ашареду IV, годы правления 783—772 до н. э.) шесть из десяти лет своего правления потратил на походы против Урарту. К этому времени в Урарту уже правил сын Менуа, Аргишти I, который, судя по письменным источникам, вёл напряжённую борьбу с Ассирией у её северных границ и, в конце концов, вышел из неё победителем, не позволив Салманасару IV вернуть Ассирии потерянное влияние в приграничных зонах. Кроме этого Аргишти I совершил несколько удачных походов на юго-восток, в район озера Урмии против маннейцев. Аргишти I также осуществил строительство новых поселений и крепостей в Закавказье, на территории современной Армении, в частности, он основал город Аргиштихинили (недалеко от современного Армавира), который долгое время оставался крупным административным центром Урарту и город Эребуни рядом с современным Ереваном. Крепость Эребуни использовалась в дальнейшем урартскими войсками для походов в глубь района озера Севан и для защиты Араратской долины.
|