Welcome to Հ ա յ ա ս տ ա ն
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
Поиск

Форма входа

Меню сайта

Категории раздела
История в кратце
Полная история
Урарту
Великая Армения
Западная Армения
Армянские царства
Войны Армении
Сражения Армении
Международные договоры Армении
Столицы Армении
ГЕНОЦИД

Теги

Наш опрос
Откуда Вы
Всего ответов: 355

Статистика

Каталог Yerevan-city.com
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


» Статьи » История » Полная история [ Добавить статью ]

Античная Армения (VI век до н. э. — V век н. э.)

Античная Армения (VI век до н. э. — V век н. э.)

Первые упоминания об армянах. Армения в Ахеменидской державе

Бехистунская надпись

Первые упоминания об Армении встречаются в клинописях персидского царя Дария I , правившего в 522—486 гг. до н. э. (где все еще названии Армения и Урарту вляются синонимами), также у Геродота  (V в до н. э.) и у Ксенофонта  (V в до н. э.), который в своем сочинении  « Анабасис »  описал отступление греков через Армению к Черному морю в 401 − 400 гг. до н. э.

В « Киропедии » Ксенофонт повествует об армянском царстве VI в. до н. э., подчиненном  Мидии , но стремившемся к независимости. Царь Армении не назван по имени, но упомянуты его сыновья — Тигран (товарищ Кира ) и Сабарис, военачальник Эмбас; отмечены немалые богатства и военные силы царства. Кир, тогда еще мидийский полководец, приводит Армению к повиновению мирным путем и даже регулирует ее отношения с северо-западными ее соседями — халдами (халибами). В дальнейшем Кир опирается при свержении Мидийского и основании собственного царства также на армянские войска во главе с Тиграном. Сведения Ксенофонта  в некоторой степени совпадают с сообщениями   Мовсеса Хоренаци  о союзе Кира с армянским царем Тиграном, сыном царя   Ерванд , направленным против Мидии.

Тем не менее, эти данные подвергаются сомнению. Дело в том, что «Киропедия» — не историческое сочинение, а политико-дидактический роман, в котором от истории нет ничего, кроме имён нескольких персонажей. Указания Мовсеса Хоренаци также следует принимать с осторожностью, так как они построены на произвольном толковании народных песен, легенд и указаний известных Мовсесу греко-римских авторов (а о Тигране, герое Ксенофонта, Мовсес безусловно знал, хотя бы из вторых рук). Приводимые Мовсесом песни, которые он относит к «Тиграну Древнему», скорее всего посвящены  Тиграну Великому . Наконец, и имена «Тигран» и «Ерванд» — не армянские, а иранские (Тигран, родственник персидского царя, упоминается например Геродотом ). Все это делает предположения о существовании «царства Тиграна Древнего» крайне шаткими.

Во всяком случае, в 521 год до н.э. (год, событиям которого посвящена  Бехистунская надпись  Дария I) мы видим Армению уже сатрапией Ахеменидской державы , при чем сатрапией, восставшей против персов в пользу самозванного мидийского царевича, из чего явствует, что армяне считали своими законными правителями мидийцев. Автор надписи, Дарий I, впервые упоминает здесь Армению под ее нынешним именем (Армина; в вавилонском тексте — все еще  Урарту). Восстание усмиряется в пяти сражениях двумя полководцами Дария (один из которых, Дадаршиш, был армянином). Согласно Геродоту , армянские земли были включены в две ахеменидские сатрапии: 13-ю и 18-ю.

Ксенофонт, отступивший в 401 г. до н. э. через Армению вместе с 10 тыс. греков после  битвы при Кунаксе, упоминает сатрапа Армении  Ерванда (Оронта ), женатого на дочери персидского царя, и Тирибаза, гиппарха Западной Армении. Персидское владычество в Армении длилось более двух столетий (550—330 гг. до н. э.). При последних персидских царях династии Ахеменидов Армения наслаждалась миром и благоденствием. Правители империи мало интересовались внутренними армянскими делами, торговля и сельское хозяйство процветали.

Религия и мировоззрение древних армян

Богиня Анаит

В IV - II веках до н. э. стала формироваться сложная система армянского язычества. Кроме прославленных храмов Солнца и Луны в в Армавире, армяне возвели и содержали целый ряд святилищ и алтарей в священном лесу под Артишатом, в провинции  Тарон  недалеко от  Муша . Там было расположено несколько храмов, самый известный из которых посвящался богине  Анаит 

Пантеон  древних армян был международным, синкретическим. Местных богов почитали наряду с привнесёнными из греческой мифологии и персидских верований вкупе с древними культами, пережившими падение Урарту. Часто существовали две или три ипостаси одного и того же божества: ярким примером этого служит Армазд - Ахурамазда Зевс. Среди наиболее употребительных культов древних армян следует отметить поклонение Митре, которого отождествляли и с Солнцем (Гелиосом), и с Аполлоном, и сГермесом.

Древние армяне придавали большое значение всяческим оракулам, предзнаменованиям и божественным откровениям. Существовала вера в духов и мифических существ ( вишапы  дэвы  и др.)
После принятия христианства в Армении в качестве официальной религии языческие традиции жестоко преследовались из-за чего сегодня имеется мало сведений об армянском язычестве.

 

Древняя история <<Назад     Далее>> Армения в эпоху эллинизма Арташесиды



Источник: http://ru.wikipedia.org
Категория: Полная история | Добавил: Drag (17.06.2009)
Просмотров: 2360 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
avatar
ALFA & Arustamyan Vahan © 2009 - 2024